Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕКУЛЯРНЫЕ ИНСТИТУТЫ
62, С. 379-380 опубликовано: 25 ноября 2025г. 


СЕКУЛЯРНЫЕ ИНСТИТУТЫ

[лат. instituta saecularia], одна из форм организации религ. жизни в Римско-католической Церкви, разновидность институтов посвященной жизни, в к-рых «верные Христу, живя в миру, стремятся к совершенству христианской любви и стараются содействовать освящению мира, причем прежде всего изнутри» (CIC. 710). Членами С. и. могут быть как миряне, так и клирики, при этом и те и другие, вступая в С. и., не меняют своего канонического положения в Церкви (CIC. 711), но принимают или подтверждают имеющиеся у них евангельские обеты целомудрия, нестяжания и послушания (CIC. 712). Члены С. и., являющиеся диоцезальными клириками, остаются в юрисдикции епископа своего диоцеза, за исключением вопросов внутренней жизни С. и. (CIC. 715. § 1). В С. и. не могут быть приняты лица, не достигшие канонического совершеннолетия, являющиеся членами к.-л. др. института посвященной жизни или общества апостольской жизни, а также состоящие в браке (CIC. 721. § 1). Все вступающие в С. и. проходят через подготовительный период, к-рый определяется уставами этих С. и., но не может быть менее 2 лет (CIC. 722. § 3), по окончании подготовительного периода приносят обеты, получая временную инкорпорацию (не менее 5 лет), после чего возможна окончательная инкорпорация (CIC. 723. § 1-4). Покинуть С. и. можно только с разрешения Папского престола, если институт имеет папскую апробацию, или с разрешения епископа диоцеза для институтов диоцезального права (CIC. 727). Для перехода из С. и. в объединения монашествующих или в об-ва апостольской жизни, а также для приема в С. и. членов из объединений монашествующих и об-в апостольской жизни требуется разрешение Папского престола (CIC. 730). Как и институты посвященной жизни, С. и. делятся на институты папского права (juris pontificii), получившие утверждение от Папского престола, и институты диоцезального права (juris dioecesani), утвержденные только епископом диоцеза (CIC. 589). Они обладают правом автономии внутренней жизни и управления (CIC. 586. § 1) и подотчетны Конгрегации по делам институтов посвященной жизни и об-в апостольской жизни (см. ст. Римская курия). С. и. могут быть клерикальными (священническими) и мирскими (как мужскими, так и женскими), допускается также наличие в рамках одного института клерикальной и мирских частей, к-рые представляют собой канонически самостоятельные орг-ции, объединенные общими духовными принципами и едиными задачами.

Исторически появление разных форм совместной посвященной жизни мирян восходит к XIII в., когда начали формироваться структуры францисканских и доминиканских терциариев, которые тем не менее не были С. и. в совр. каноническом понимании. Во Франции в XVIII-XIX вв. появились объединения священников, чья деятельность стала ответом на секуляризацию франц. общества в результате событий эпохи Просвещения и революции 1789-1799 гг.: наиболее известны основанное в Париже в 1791 г. Об-во священников Сердца Иисуса и основанное в Лионе в 1856 г. Об-во Прадо. Непосредственными предшественниками С. и. стали т. н. благочестивые союзы (uniones piae), к-рые могли создаваться в диоцезах и действовать в соответствии с декретом «Ecclesia Cattolica» (1889), изданным при папе Римском Льве XIII (1878-1903).

Окончательное признание в качестве новой формы духовной жизни в католич. Церкви со стороны Папского престола С. и. получили после второй мировой войны: социально-политические изменения в мире требовали новых подходов в вопросах евангелизации и организации церковной жизни общества. Папа Римский Пий XII (1939-1958) конституцией «Provida Mater Ecclesia» от 2 февр. 1947 г. признал необходимость новых форм религ. объединений, «видимой структуры, forum externum, ассоциаций, которые обязуются направлять своих членов по пути, ведущему к совершенству». Эти объединения не являются ни орденами, ни конгрегациями и не подпадают под действие канонических норм, установленных для орденов и конгрегаций. Разработать общие нормы деятельности С. и. было поручено Конгрегации по делам монашествующих, к-рой С. и. и были подчинены (за исключением С. и., действующих на миссионерских территориях и по этой причине относящихся к ведению Конгрегации пропаганды веры). Членам С. и. предписывались обеты безбрачия, послушания и евангельской бедности. Несмотря на то что С. и. не предполагают совместное проживание их членов, конституция предписала иметь общие дома, где размещалось бы руководство института, осуществлялось обучение новых членов, проводились регулярные духовные упражнения, оказывалась помощь немощным по болезни или в силу возраста членам института. С. и. могут свободно учреждаться диоцезальными епископами при обязательном консультировании с Конгрегацией по делам монашествующих (AAS. 1947. Vol. 39. P. 114-124). Согласно принятому 9 июля 1947 г. этой конгрегацией декрету «Cum transactis», С. и. папского права должны каждые 5 лет предоставлять Папскому престолу отчет о деятельности института (AAS. 1948. Vol. 40. P. 378-381). В motu proprio «Primo feliciter» от 12 марта 1948 г. папа особо отметил, что члены С. и. не только несут апостольское служение в совр. мире, но и осуществляют его теми средствами и используя те возможности, к-рые предоставляет совр. мир (in saeculo et ex saeculo; букв.- «в мире и путями мира») (Ibid. P. 283-286).

Деятельность С. и. получила одобрение на Ватиканском II Соборе (1962-1965): в декрете об обновлении монашеской жизни «Perfectae caritatis» С. и. были особо выделены как объединения, не являющиеся институтами монашествующих, но их члены обязаны следовать евангельским обетам в миру.

В сент. 1970 г. в Риме состоялся I Международный конгресс С. и., на к-ром были представлены 92 организации. Основанная в 1972 г. Международная конференция секулярных институтов (C.M.I.S.) получила апробацию Папского престола в 1974 г. Ныне действующий устав конференции утвержден декретом Конгрегации по делам институтов посвященной жизни и об-в апостольской жизни «Il carisma» от 4 дек. 2012 г.

При папе Римском Иоанне Павле II (1978-2005) деятельность С. и. была регламентирована Кодексом канонического права 1983 г. (С. и. посвящены каноны 710-730). На деятельности С. и. папа особо остановился в обращении «Vita consecrata» от 25 марта 1996 г., составленном по результатам работы синода епископов (Ватикан, 2-29 окт. 1994). В обращении отмечалось, что члены С. и. «посредством характерного для них синтеза светской жизни и посвящения желают вселить в общество новую энергию Царства Христова, стремясь преобразить мир изнутри силой заповедей Блаженства… их деятельность в обычных мирских условиях способствует по действию Святого Духа евангельскому одухотворению преходящей реальности; и тем самым секулярные институты, каждый в соответствии с собственными особенностями, обеспечивают Церкви убедительное присутствие в обществе. Ценную роль играют секулярные институты клириков, в которых священники, принадлежащие к епархиальному пресвитерию, посвящают себя Христу посредством практического осуществления евангельских советов, следуя некоторой особой харизме и обретая в духовных богатствах того института, к которому принадлежат, огромную помощь для напряженной жизни в подобающей им духовности священнического служения» (AAS. 1996. Vol. 88. P. 384).

В нач. 2021 г. в рамках Международной конференции секулярных институтов действовало 184 орг-ции (общее число членов - 32 352 чел.), к-рые объединены в 33 национальные конференции: 13 - в Европе, 2 - в Азии, 16 - в Америке, 1 - в Африке (www.cmis-int.org [Электр. ресурс]). К С. и. папского права относится 82 орг-ции: 10 священнических, 6 мужских и 66 женских (An. Pont. 2020. P. 1418-1420, 1621-1624), остальные С. и.- объединения диоцезального права. Среди женских С. и. папского права старейшими являются 3 Об-ва св. Урсулы, появившиеся в 1535 г. в разных городах Италии благодаря деятельности основательницы ордена урсулинок католич. св. Анджелы Меричи (1474-1540). Среди ныне существующих священнических и мужских С. и. папского права старейшими являются основанный 2 февр. 1791 г. Ин-т священников Сердца Иисуса (итал. Istituto dei Sacerdoti del Cuore di Gesù), получивший апробацию со стороны Папского престола 2 февр. 1952 г., и 2 Об-ва Прадо - священническое (Associazione dei preti del Prado) и мужское (Istituto del Prado), основанные 25 дек. 1856 г. и получившие апробацию Папского престола 28 окт. 1959 г. Первым С. и., состоящим из 3 формально независимых частей (священнической, мужской и женской) и получившим апробацию Папского престола (30 июня 1950), стало Об-во св. Павла (лат. Societas Sancti Pauli, C.S.P.). Оно основано 17 нояб. 1920 г. в Милане, его деятельность связана с развитием католич. печати и организацией паломничеств.

Ист.: Acta Congressus intern. Institutorum Saecularium. Mil., 1971; Secular Institutes: The Official Documents. R., 19812; Evangelization and the Secular Institutes in the Light of «Evangelii nuntiandi». R., 1984; Die Säkularinstitute. Bonn, 1986; Иоанн Павел II, папа. О посвященной Богу жизни: Vita consecrata. М., 1998; Secular Institutes Documents. R., 19983.
Лит.: Clancy P. M. J. Secular Institutes. Wash., 1951; Beyer J. Les Instituts séculiers. Bruges, 1954; idem. La consécration à Dieu dans les Instituts séculiers. R., 1964. 2 vol.; Escudero G. Los Institutos Seculares: Su naturaleza y su derecho. Madrid, 1954; Lemoine R. Le droit des religieux du Concile de Trente aux Instituts séculiers. Bruges, 1956; Reidy G. Secular Institutes. L., 1962; Doyle C. Les Instituts séculiers: Sur les routes du monde à l'heure des laïcs. P., 1965; Wulf Fr. Die Säkularinstitute nach dem II. Vatikanischen Konzil: Ihr Wesen u. ihre Aufgaben. Meitingen, 1968; Mazzoli E. Gli istituti secolari nella Chiesa: Posizione teologica, sociale, giuridica. Mil., 19702; Morosini Montevecchi L., Sernagiotto di Casavecchia S. Breve storia degli istituti secolari. Mil., 1978; Bosatra B. Istituti secolari e teologia: La ricerca post-conciliare, 1965-1978. R., 1980; La formazione negli istituti secolari / Ed. A. Oberti. Mil., 1985; Lefebvre S. Sécularité et Instituts séculiers: Bilan et perspectives. Montréal, 1989; Alvear L. Gli istituti secolari: Storia e dimensione. R., 1998; Hernández Rodríguez M. V. I membri associati agli istituti secolari: Studio del Can. 725. R., 1999; Marini F. Lo status vitae negli istituti secolari: Alcuni rilievi a partire dai chierici negli istituti secolari: Diss. R., 2002; Langeron P. Les Instituts séculiers: Une vocation pour le nouveau millénaire. P., 2003; Bodrito G. La missione negli istituti secolari laicali. R., 2005; Borriello L. Teologia e spiritualità degli istituti secolari. Mil., 2008; Forlai G. Vegliare al confine: Il presbitero consacrato negli istituti secolari. R., 2011; Santagati R. M. L'identità degli istituti secolari: Diss. R., 2019.
А. Г. Крысов
Ключевые слова:
Римско-католическая Церковь Секулярные институты, одна из форм организации религиозной жизни в Римско-католической Церкви, разновидность институтов посвященной жизни
См.также:
АББАТ в католической Церкви титул настоятеля монастыря
АЛЬБАТЫ - см. Флагелланты
АЛЬДХЕЛЬМ (ок. 640-709), еп. Шерборнский, св. (пам. зап. в Англии 25 мая )
АЛЬТХАУС Пауль (1888-1966), нем. протестант. теолог, представитель неолютеранства